Архив номеров

Последние новости

Нет новостей.
 

13/09/2017
УФАС – ВАЖНЫЙ СОЮЗНИК В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

    0 баллов

Правительство Ленинградской области планомерно предпринимает разного рода меры для того, чтобы не только искоренить в регионе коррупцию как явление, но и устранить причины, которые это явление порождают. Верным союзником в этом деле является антимонопольная служба. Ведь в числе основных ее функций – защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности от необоснованного вмешательства со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, контроль за соблюдением прозрачности при проведении государственных закупок и защита прав и законных интересов предпринимателей при проведении проверок со стороны госорганов. 

Ушедший год для Ленинградского УФАС России был очень удачным – в рейтинге территориальных органов Федеральной антимонопольной службы областное ведомство поднялось с 45-й позиции на 9-е место. О том, как удалось достичь такого успеха, какие главные задачи решались в прошлом году и стоят перед ведомством в году нынешнем, «Вестям» рассказал руководитель Ленинградского УФАС России Александр ПЛЕТЕШКОВ.

– Александр Николаевич, расскажите об основных достижениях Ленинградского УФАС России в 2016 году и первом полугодии 2017?

– 2016 год вообще был для нашего управления во многом выдающимся. Конечно, он был сложным и в плане кадрового вопроса, и в плане объема работы, но мы справились и показали высокие результаты в ведомственном рейтинге, войдя в первую десятку среди 84 территориальных управлений ФАС России. 

Прошлый год запомнился интересными антимонопольными делами, которые были возбуждены и рассмотрены в отношении ряда организаций. В качестве примера могу привести дело о завышении цен на куриное яйцо птицефабрикой «Синявинская», дело о недобросовестной конкуренции в отношении пассажирского перевозчика ООО «Салют», который дублировал маршрут официального перевозчика и таким образом присваивал себе часть прибыли. Нельзя не вспомнить нашумевшее разбирательство между производителями керамической плитки «Керама Марацци» и «Нефрит керамика», когда последняя фирма скопировала дизайн одной из серий плиток и стала продавать продукцию тому же застройщику, что и «Керама Марацци», только по более выгодной цене. В прошлом году мы рассмотрели несколько дел о картельных сговорах. 

Как всегда, самым загруженным направлением является госзаказ. Среди крупных аукционов, которые прошли не без нарушений закона, можно выделить строительство волейбольного комплекса в Сосновом Бору, газопроводов в нескольких районах области и, конечно же, дороги. 

Практически все наши решения обжаловались в судах, и чаще всего суды подтверждали их правомерность. Что касается первой половины текущего года, то хотелось бы отметить нашу безоговорочную победу в давнем споре с Ленавтодором по поводу строительства путепровода в Гатчине. Результатом разбирательства стал штраф в размере 500 тысяч, от которого Ленавтодор не смог отбиться. 

– С какими трудностями приходится сталкиваться сегодня, какие новые амбициозные задачи ставит перед собой ведомство?

– Основной проблемой для нас является текучка кадров, которая не дает нам возможность подготовить высококлассных антимонопольщиков и еще активнее осуществлять свои государственные функции. Но больше всего удручает, конечно же, отсутствие у чиновников понимания важности развития конкуренции, ее защиты от посягательств органов власти. И пример подобного отношения мы увидели при проведении комитетом по природным ресурсам Ленинградской области торгов на аренду лесных угодий, когда весь ресурс был незаконно передан в одни руки. 

Несмотря на это, помимо осуществления своих государственных контрольно-­надзорных функций, мы, по мере возможности, занимаемся адвокатированием конкуренции, пытаемся привить как у госслужащих, так и у коммерсантов про конкурентное мышление. Мы проводим семинары для государственных заказчиков, где пытаемся донести позицию антимонопольного ведомства во избежание проблем при проведении закупочных процедур, участвуем в мероприятиях, организованных, например, Торгово­-промышленной палатой, проводим общественно консультативные советы с участием бизнес-­сообщества. А задача перед нами всегда одна и та же – развитие конкуренции на благо граждан нашего региона. 

– Деятельность Ленинградского УФАС оказывает серьезное влияние на жизнь нашего региона. Какие решения за последний год вы считаете наиболее значимыми?

– Здесь хотелось бы отметить дело об аренде лесных угодий, когда мы отменили аукцион, но, несмотря на наше предписание, комитет по природным ресурсам провел торги и незаконно отклонил большинство участников. В итоге весь лес достался одному крупному инвестору. Сейчас, по завершении всех судебных разбирательств, можно констатировать, что Правительство передало лесные угодья нужному предприятию не на конкурентной основе. Еще хотелось бы рассказать о практике, которая квалифицируется нашими сотрудниками как нарушение части 5 статьи 11 Закона «О защите конкуренции». Речь идет о препятствии со стороны управляющих компаний в допуске интернет­-провайдеров и операторов кабельного телевидения в многоквартирные дома. Мы заняли четкую позицию, что управляющие организации не вправе отказывать операторам связи, с которыми заключают договоры собственники жилья.

– Как вы оцениваете конкурентную среду в Ленинградской области? Насколько трудно сейчас приходится предпринимателям, и что делает УФАС для их поддержки? 

– Мы считаем, что в Ленинградской области, несмотря на отдельные нарушения как со стороны органов власти, так и со стороны крупных государственных корпораций, состояние экономики достаточно конкурентное. Мы делаем все возможное, чтобы устранить административные барьеры, которые возникают перед предпринимателями, проводим разъяснительную работу в области государственных закупок, рекламного законодательства, законодательства, регулирующего торговую деятельность и др., ежеквартальные публичные слушания по судебной практике в сфере антимонопольного законодательства, плотно взаимодействуем с комитетом по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка, а также другими органами власти Ленинградской области. Иными словами, нашей главной целью является не наказать, а предупредить нарушения. С целью адвокатирования конкуренции Ленинградским УФАС России заключен ряд соглашений с ведущими вузами страны, органами государственной власти и крупными общественными организациями. Сотрудники антимонопольного органа на постоянной основе взаимодействуют с международными организациями, такими как БРИКС, ОЭСР и прочими, в целях изучения зарубежных практик и совершенствования национального законодательства. 

– Функционал ФАС всегда меняется. Получается ли оперативно подстраиваться под непрерывно меняющееся антимонопольное законодательство?

– У нас другого выхода нет. Мы находимся в непосредственном подчинении у Правительства РФ и обязаны подчиняться требованиям своего работодателя. Если говорить вообще о праве, то это явление само по себе динамичное, оно постоянно находится в развитии и совершенствуется. Иногда причины внесения очередного изменения мы видим в изворотливости нарушителей. Они постоянно пытаются найти лазейки в законодательстве. Но продуктивное взаимодействие с добросовестным бизнес­-сообществом, экспертами в тех или иных сферах экономической деятельности, юридическим сообществом дает возможность своевременно противодействовать проявлениям монополизма и недобросовестной конкуренции путем внесения в нормативные правовые акты позитивных изменений.

– Насколько существенно пополняется бюджет за счет взыскиваемых вами штрафов?

– Безусловно, поступление в бюджет средств в виде административных штрафов в качественном выражении меньше чем, например, поступления от таможенных налоговых сборов. За рубежом практика несколько иная – там за нарушения антимонопольного законодательства штрафы драконовские, особенно за осуществление картельных сговоров. У нас подходы несколько другие. Тут учитывается реальная действительность, в которой мы находимся, состояние развития нашей экономики, состояние развития малого и среднего бизнеса, наконец, менталитет и многое другое. За проявление монополизма, оказывающего на добросовестные конкурентные отношения негативное влияние, в российском современном законодательстве предусмотрены немаленькие оборотные штрафы. Но, на наш взгляд, размер штрафа не должен одним махом устранять нарушителя с товарного рынка, штраф должен отбивать желание в дальнейшем совершать аналогичное нарушение.

– Какие громкие резонансные дела удалось завершить сотрудникам Ленинградского УФАС за последнее время?

– Как уже было отмечено, 2016 год нам запомнился делом в отношении такси «Салют», производителя керамической плитки «Нефрит Керамика». Завершилось антимонопольное производство против ПФ «Синявинская». Как правило, споры, рассмотренные в Управлении, получают продолжение в судах. В общем, проходит еще какое-­то время, прежде чем мы можем говорить, что дело закрыто. Одним из самых сложных и важных для нас дел стало дело об аннулированных нами торгах на аренду лесных участков. Оспаривая наше решение, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области дошел до Верховного суда, но высшая инстанция не нашла оснований для рассмотрения их жалобы. Таким образом, решение об аннулировании торгов по причине того, что выставляемые на аукцион участки не прошли кадастрового учета, признано правильным и законным.

– Ваши пожелания жителям Ленобласти в канун 90-­летнего юбилея со дня образования.

– Прежде всего, я бы хотел сказать, что наша Ленинградская область – это уникальный регион: самобытный, разнообразный, в чем-­то непростой. Всем жителям области хотелось бы пожелать стабильности и процветания. А мы, как конкурентное ведомство, будем всячески этому способствовать. Каждому отдельному человеку желаю счастья, любви, здоровья. 

Елена САМСОНОВА

Материал подготовлен по заказу Комитета по печати и связям с общественностью Ленинградской области