Архив номеров

Последние новости

Нет новостей.
 

13/09/2017
НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    0 баллов

С ПЕТРОВА ДНЯ ЛЕТНЕГО ЕШЬ ЗЕМЛЯНИКУ, А С ОСЕННЕГО – РЯБИНУ

Захария и Елизавету (18 сентября) было принято выгонять березовыми вениками кумоху, или лихорадку. «Кумоха – нечистая сила, с лица худюща, большеглаза, синью кожа подернута», – так описывали ее наши предки. Чтобы прогнать болезнь, в этот день топили баню и хорошенько парились. Девушки обычно гадали на суженого, пытаясь узнать свою судьбу. Считалось, что рожденный на Захария и Елизавету обладает особой силой: его не трогали ни оборотни, ни лешие. По этому дню судили, какой будет зима. Также смотрели на рябину: если ее листья уже пожелтели, значит, зима придет рано и будет холодной; а если на дереве видели много ягод, ждали дождливую осень.

«Заморозком Михаил землю прихватил», – говорят на Руси 19 сентября, отмечая именины этого святого. В Михайлов день крестьяне старались не работать в поле, опасаясь, что Бог может наказать их за ослушание. Но в то же время именно этот день считался наиболее подходящим для решения всех семейных проблем. Утренники торопят, а вот светлое время как бы замедляет свои обороты, поэтому говорят: «День укоротился на Михайлу уже на 5 часов». 

20 сентября – именины мученика Созонта. Народ прозвал этот день луковым, так как подходил последний срок выкапывания лука из грядок. Существовала такая примета: чтобы не засох весь луковый урожай, строго-настрого запрещалось пробовать лук, пока весь он с грядок не будет убран. Именно с этого дня начинался в России большой торг репчатым луком. «Лук в косицы плетут девицы», – говорили в эту пору на Руси. Связки луковиц развешивали по всему дому. Считалось, что он не только спасает от всяческой напасти, но и прекрасно очищает воздух. А крестьяне подвешивали луковые головки на шею животных, чтобы уберечь их от мора. 

21 сентября – Рождество Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии. Праздник в честь рождения Девы Марии был установлен в 4 веке. На Руси он получил также другие названия – Малая Пречистая (Большая Пречистая празднуется в день Успения Богородицы), Оспожинки, Осенины. Оспожинки – это еще и праздник урожая, который иногда справляли целую неделю – с играми, песнями, плясками, пирами. Осенины встречали у воды. Рано утром женщины выходили на берега рек и озер с хлебом. Старшая женщина стояла с караваем, а молодые пели песни во славу Богородицы. После этого хлеб разламывали на куски по числу собравшихся: каждая женщина относила свой кусок домой и кормила им скотину. Называли этот день также Луковым или Пасиковым – от слов «лук» и «пасека». В огородах в это время продолжалась уборка лука, а на пасеках готовили пчел к зимовке. На Пречистую, в день осеннего равноденствия, отмечали вторую встречу осени и наблюдали приметы. Если погода стояла хорошая, то и вся осень должна была быть такой.

22 сентября отмечается память святых Иоакима и Анны – родителей Богородицы. День Акима и Анны, который является попразднеством Рождества Богородицы, на Руси называли еще Днем рожениц. Оба святых считаются покровителями рожениц и бездетных женщин. В этот день поздравляли молодых матерей, а также чествовали повивальных бабок. Для этого пекли пироги, варили кашу и звали женщин на пир. А жены, которые еще не смогли завести детей, молились Акиму и Анне о зачатии. Также было принято, чтобы молодые родители или даже еще бездетные новобрачные дарили подарки близким людям. Как правило, родные получали от них в дар круглые пироги.

23 сентября – день Петра и Павла, которых в народе прозвали рябинниками – к этому сроку ягоды рябины становятся сладкими. «Если рябины в лесу мало, то осень сухой будет», – говорит народ. Раньше рябиной крестьяне украшали свои жилища, а оставшиеся на кусте ягоды предусмотрительно оставляли птицам. Кстати, много ягод на рябине предвещает морозную зиму. 

На Федору (24 сентября) отмечали третью встречу осени. «Всякое лето кончается, осень начинается», – говорили в народе. В это время вовсю шли дожди, начиналась слякоть. Поэтому про святую шутили: «Федора – замочи хвост». Вспоминали еще один Федорин день – зимний: «Две Федоры в году. Осенняя Федора подол подтыкает, а зимняя Федора платком рыло закрывает». В это врнмя убирали последний лук с грядок, уносили в омшаник ульи с пчелами. «Преподобная Федора – всякому делу аминь». С Федоры начинались капустные вечерки. В течение двух недель девушки и женщины рубили капусту, квасили ее на зиму, травили байки, шутили и смеялись. Такие сборища назывались также капустниками – это слово дожило и до наших дней. На стол в такие вечера подавали блюда из капусты – голубцы, пироги, щи. Мужики же варили пиво. Самым вкусным считалось корчажное, которое выдерживали в больших глиняных корчагах. Об этом напитке говорили так: «Пиво не пьяно – то грешно. Пиво пьяно – грешней того. А пива не станет – тошней всего».