Архив номеров

Последние новости

Нет новостей.
 

21/04/2017
«В ОТНОШЕНИЯХ С ЖЕНЩИНАМИ ЭЙНШТЕЙН БЫЛ МНОГОЛИК»

    0 баллов

ОСКАРОНОСНЫЙ РЕЖИССЕР РОН ХОВАРД – О СВОЕМ НОВОМ СЕРИАЛЕ «ГЕНИЙ» И ЕГО ГЕРОЕ

С 30 апреля канал National Geographic начинает показывать первый игровой сериал собственного производства – амбициозный биографический проект «Гений», первый сезон которого расскажет о жизни Альберта Эйнштейна от колыбели до могилы. Великого ученого сыграл Джеффри Раш, а режиссером и продюсером выступил один из самых уважаемых кинематографистов Голливуда Рон Ховард, лауреат двух «Оскаров» за фильм «Игры разума» и автор таких картин, как «Аполлон-13» и «Гонка», «Нокдаун» и «Код Да Винчи». «Ленте.ру» удалось поговорить с Ховардом накануне премьеры сериала.

– Какие вы ставили перед собой задачи, когда принимались за работу над «Гением»?

– Прежде всего, мне было важно продемонстрировать достижения Альберта Эйнштейна – не только как интеллектуала, но и как человека, жившего в невероятно трудное время и преодолевшего немало препятствий. Конечно, какие-то из этих препятствий он сначала сам себе и создал. Эйнштейн был сложным человеком, и тем не менее, именно ему мы обязаны огромной частью наших научных познаний. Для меня как рассказчика важно подчеркнуть именно стоявшие перед Эйнштейном препятствия. Мы все знаем о его гении и его находках, но не представляем, как близок был мир к тому, чтобы ими не воспользоваться. Для Эйнштейна многое было проблемой: общество, обстоятельства военного времени, иногда его собственные особенности, от морали до свободы мышления, богемный образ жизни. Это шикарный персонаж, так что было интересно выстраивать вокруг него истории отдельных эпизодов и всего сезона в целом.

– Как много вы знали об Эйнштейне до того, как начали снимать сериал?

– Не больше, чем я знал о Луне перед началом работы над «Аполлоном-13» – достаточно, чтобы испытывать уважение и трепет, но никаких подробностей, так что многие детали его жизни на меня, конечно, произвели впечатление. Он был настоящим художником, философом, человеком, во многом опережавшим свое время. Порой у него из-за этого возникали серьезные трудности – что, само собой, предоставляет режиссеру отличный драматический материал.

– Получается, теорию относительности охарактеризовать не сможете?

– Какое там! Я пытался в ней разобраться – задолго до того, как этот проект был задуман. Безуспешно. Поэтому на сериале с нами работали как физики, так и дизайнеры с художниками, которые помогали выразить научные идеи Эйнштейна в кадре. Конечно, «Гений» – это не урок физики, но зрители точно смогут прочувствовать смысл сделанных нашим героем открытий. Для самого Эйнштейна эти открытия были продолжением его природного любопытства, его гения и дара. Он стремился понять и рассказать другим тайну жизни, историю целой вселенной, что захватывало и завораживало его. Даже на смертном одре он все еще пытался работать над своей универсальной теорией всего. Это любопытство не покидало Эйнштейна всю его жизнь.

– Как подробно вы рассказываете о его личной жизни?

– Его частная жизнь была намного сложнее и драматичнее, чем я думал, и рассказ о ней – очень универсальная, понятная каждому человеку история. Он не был ботаником и точно не был аутистом. Конечно, Эйнштейн был слегка эксцентричным, убежденным индивидуалистом, но он любил женщин и жизнь. Вообще-то, он действительно верил в любовь и даже считал, что любовь вполне может действовать во вселенной как реальный энергетический заряд. В его жизни этот импульс точно был, а когда он пропадал, Эйнштейн отчетливо осознавал, как ему в данный момент этого не хватает. Женщины играли для него очень важную роль. Наш сериал достаточно подробно погружается в его отношения с ними. Эти истории полны сенсаций и далеко не всегда выставляют физика в выгодном свете. Важно признать, что Эйнштейн был многолик. Он мог быть безнадежным романтиком, но мог и зацикливаться на работе, поступать хладнокровно и прямолинейно, часто представая довольно жестоким. У него было несколько важных романов, и порой они на какое-то время пересекались.

– А как вы думаете, какие универсальные темы поднимает сериал о таком нестандартном, более того, знаменитом персонаже?

– Эйнштейн застал многие важнейшие события первой половины ХХ века – а часто и вовсе играл в них центральную роль. Его открытия захватывают наше воображение до сих пор. Когда ему было немного за 30, он превратился, в сущности, в рок-звезду или суперзвезду по сегодняшним меркам. Но до этого он ведь был настоящим аутсайдером! Блестящий физик, который не чувствовал себя своим среди формальностей академического мира. Он поэтому и работал в патентном бюро, что не вписывался в университетскую среду и не мог найти преподавательское место. Сериал показывает, как он пришел к своей славе и какую цену за нее заплатил. Его ситуация усугублялась тем, что он был евреем – во времена, когда иудейство было уязвимым местом, даже угрозой для жизни и здоровья. И Эйнштейн столкнулся с таким отношением лицом к лицу, пускай и не был особенно религиозен и подходил к вопросам морали, веры и войны с той же логикой, какой руководствовался, изучая законы вселенной.

– А кроме его отношения к актуальным проблемам того времени?

– Вот другая тема первого сезона «Гения»: он любил жизнь. Эйнштейн не прятался от нее. Он любил женщин, музыку, природу, ходить под парусом. И он ценил множество аспектов мира, в котором жил, включая, конечно, физику. То есть речь о настоящем человеке эпохи Возрождения. Меня такая витальность всегда завораживала, и вокруг нее строится несколько серий нашего проекта. Его жажда к познанию вселенной и извлечению из обретенных знаний пользы для всех нас никогда не угасала, хотя в какой-то момент он в большей степени стал уже символом. Что, конечно, сказывалось на нем. Ему приходилось подолгу фокусироваться на работе, закрываясь от всего, что отвлекало. И поэтому он стал довольно противоречивой фигурой.

– Вы рассказываете о его участии в создании атомной бомбы?

– Конечно. На самом деле, Эйнштейн был убежденным противником войны, страстно заклинал любые вооруженные конфликты. Когда некоторые коллеги сказали ему, что его работа открыла возможность создания атомного оружия, он не мог в это поверить. Когда же Эйнштейн и сам сделал такой вывод, то оказался в ситуации морального тупика. Вот, кстати, еще одна важная тема «Гения»: до какой степени стоит проявить верность своим принципам? В каких ситуациях практическая польза важнее принципов? Эйнштейн знал, что нацисты пытаются создать атомную бомбу, и стремился попасть в Белый дом, чтобы убедить президента Рузвельта начать собственные разработки. Когда же у США бомба появилась, а Германия, наоборот, перестала представлять опасность в этом плане, Эйнштейн вернулся на прежние позиции и призывал американскую власть не сбрасывать бомбу. Трагедия в том, что эти призывы оказались бесплодны, а к нему самому вскоре приклеили ярлык «отца атомной бомбы». Ему это по-настоящему разбивало сердце.

– Какие еще легендарные личности фигурируют в сериале?

– Эйнштейн был своего рода Форрестом Гампом. Он в какой-то исторический период был как будто повсюду: тусовался с Чарли Чаплином, разговаривал с Рузвельтом, присутствовал при нескольких важных научных прорывах. Один из моментов, который мы хотели отразить в сериале, это точки зрения других гениев. Конечно, Эйнштейн был гигантом среди великанов, но у нас также появляются Мари Кюри, Филипп Ленард и другие лауреаты Нобелевской премии, игравшие определенную роль в его жизни. Кто-то был его оппонентом, кто-то, наоборот, поддерживал его в период революционных научных открытий. Да, интеллект Эйнштейна был уникален, но вся его эпоха была временем прорывов и энергии, что добавляет «Гению» драматизма.

Лента.Ру