Архив номеров

Последние новости

Нет новостей.
 

06/12/2013
«СМЕРТИ НЕТ, ЕСТЬ ЛЮБОВЬ И ПАМЯТЬ ТАЛАНТА...»

    0 баллов

К 100¬ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКТРИСЫ
ЕВГЕНИИ ГЕОРГИЕВНЫ ЦЕРЕБИЛКО

Мы все были в нее влюблены. ...50¬е годы. Служба в лесах острова Эзеля. Сосны, кустарники можжевельника, обросшие мхом валуны, небогатые эстонские хутора среди молчаливой суровой природы... В часы, свободные от занятий, мы, молодые матросы – артиллеристы, скучали по дому, писали письма родным и невестам, читали книги, а иногда пели песни.
Так бы и шла наша служба без всяких перемен, если бы не одно событие, всколыхнувшее нашу жизнь. Однажды в клуб летной части, с которой мы соседствовали и проводили совместные учения, приехали артисты Театра Краснознаменного Балтийского флота. Нас пригласили на премьеру спектакля Ю. Егорова и Г. Победоносцева «Три солдата». Постановку осуществил главный режиссер театра Александр Викторович Пергамент. Сельская девушка Любаша в исполнении заслуженной артистки ЭССР Евгении Церебилко была настолько яркой и привлекательной, что молодые матросы и летчики сразу увлеклись ее завораживающей красотой и энергией. По их убедительной просьбе пьесу показали зрителям и на следующий вечер. Так начались наши незабываемые встречи с коллективом театра и его актрисой Евгенией Церебилко. После теплого приема артисты стали часто ездить к нам. Командование гарнизона устраивало личному составу праздничные выезды в город, где театр флота показывал новые премьеры.
Мне захотелось больше узнать о любимой актрисе. Не пропуская спектакли, вел записи. Позже, в течение трех лет, в газетном зале Публичной библиотеки искал нужные материалы.
Евгения Георгиевна Церебилко родилась 7 декабря 1913 года в Сувальской губернии Волковысского уезда. В архивных документах значится по национальности – русская. Евгения провела свое детство и юность на том «пятачке», где по старому административному делению проходили границы нескольких государств: Сувалки (Польша), Волковыск (Белоруссия, Гродненская область), Кибарты (Литва). Будущая актриса внимательно присматривалась к людям. Она сумела оценить и вобрать в себя красоту и характерные черты русских, белорусских, польских и литовских женщин. Позже все это будет перенесено ею на театральную сцену. Девочка мечтала о большом городе. Приехав в Ленинград, она передает документы в школу­завод имени Васи Алексеева. Со справкой об окончании токарного училища Женя приходит в Ленинградское Центральное театральное училище и поступает. Педагогом ее был Сушкевич Борис Михайлович, одаренный актер, режиссер и педагог, в 1937¬1946 – главный режиссер Нового театра (ныне театр имени Ленсовета). Взяв на себя руководство театром режиссер смело включил в его труппу двадцать своих лучших учеников, среди которых была и Евгения Церебилко. В Новом театре Евгения Георгиевна сразу получила выигрышные роли в больших спектаклях.
4 октября 1937 года в Новом театре была показана комедия Шекспира «Мера за меру». Образ Изабеллы в этой пьесе, где царит лицемерие, является символом добродетели. Евгения Церебилко играла с трагической напряженностью.
29 декабря 1938 года Евгения Церебилко выступила в трагедии Шиллера «Мария Стюарт» в роли королевы Елизаветы Английской. Первая королева для вчерашней студентки – шаг решительный и отчаянный. Для актрисы Елизавета была не просто злодейкой, погубившей соперницу Марию, но женщиной, подчинявшейся долгу и необходимости, терзавшейся от ревности, задумавшейся о милосердии. Актриса внесла в эту роль романтическую ноту – она была сурова и нежна, опасна и неотразима.
23 августа 1942 года в зале Летнего театра Ленинградского дворца пионеров была показана драма К. Симонова «Русские люди», первая пьеса о войне, в которой образ патриотки Вали Антощенко сыграла Евгения Церебилко. Зрители боготворили актрису. Она дарила им радость в минуты затишья, напоминая бойцам их сестер и невест. В годы войны, защищая блокадный Ленинград, театр потерял четверть состава, но не свернул фронтовую концертную деятельность. Только за первый месяц войны одиннадцать фронтовых бригад театра дали девятьсот концертов. Актрисы фронтового театра были частыми гостями на непокоренном Ораниенбаумском плацдарме. О героической работе театра на фронте говорили: «На ремне висят гранаты, за спиной винтовки... Пока актеры близко, смерть далеко. Мы уверены». Участница Великой Отечественной войны Евгения Церебилко в 1942 году, одна из первых в Театре флота, была награждена орденом Красной Звезды.
В наградном листе, который сейчас хранится в гатчинском архиве ВМФ, отмечается природная одаренность Евгении Церебилко, упорная работа по овладению театральным мастерством, что обеспечило ей ведущее положение в Театре флота. С 1941 по 1943 год актриса выступала в частях Балтийского флота 800 раз.
В 1948 году Театр флота прибыл из Эстонии в Ленинград на постоянное место после длительной работы по созданию в Эстонии русского театра. Целая группа актеров была удостоена почетных званий. В 1951 году Евгения Церебилко получает звание заслуженной артистки ЭССР. Середина 40¬50 годов обозначила тяготения Евгении Церебилко к героике. В «Гибели эскадры» А. Корнейчука актриса создала незабываемый образ Оксаны. Гибель комиссара Оксаны воспринималась зрителями как гибель героя, отдавшего жизнь за народ.
Ульяна Громова – Церебилко (в спектакле по роману А. Фадеева «Молодая гвардия»), когда началась большая война, уже не могла смотреть на мир по¬прежнему. Актриса сумела передать предощущение беды. Не нарушая стилистики автора, она выстраивала трагизм Ульяны, в судьбу которой ворвалась война.
Нельзя умолчать о роли Евгении Церебилко в спектакле Вс. Вишневского «Незабываемый 1919¬й». Пресса отмечала яркий образ мадам Буткевич – дамы деловой, лихой и своеобразной. Театралы говорили: «Убери со сцены мадам Буткевич – какой громадный кусок жизни уйдет с этим персонажем, как потускнеют образы других героев пьесы». Газета «На вахте» 26 января 1951 года писала: «Мадам Буткевич – хитрая и ядовитая змея, изворотливая и ловкая, не теряющаяся ни при каких обстоятельствах».
10 января 1952 года театр показал новую работу по пьесе братьев Тур «Третья молодость». Евгения Церебилко была занята в роли Снежинской (прообразом которой была академик О.В. Лепешинская). Актриса сыграла несентиментальную старуху, она пыталась в своих опытах открыть способ борьбы с преждевременной старостью. С 1933 года в стране усилилась пропаганда достижений науки в борьбе со смертью. Братья Тур смело показали в своей пьесе, что среди биологов и тогда не все верили в живое существо Снежинской. Но посмотрим, как относился к ней академик Трофименко (прообраз – академика Лысенко). Трофименко протягивает Снежинской руки: «Вот Вы какая малесенька, та гарнесенька. Ваша теория имеет огромное значение для новых работ, опытов... Вы в котором часу встаете?» Снежинская: «В шесть». Трофименко: «Надо спать. Надо копить силы для борьбы». Перед занавесом Снежинской передают пакет из Совета Министров Союза ССР. Борис Кленов, член¬корреспондент академии наук, читает постановление: «За выдающиеся успехи в области биологии присудить доктору биологических наук Елене Николаевне Снежинской Сталинскую премию первой степени».
Интересно было бы знать, заметили ли тогда создатели спектакля хитрый прищур братьев Тур в финале пьесы. Сталинская премия объявлена, но среди ученых, стоящих рядом с виновницей торжества, нет ликования. Все молчат. Снежинская не в силах говорить. Кто¬то осторожно кому¬то советует: «Целуйте ее, целуйте...» Тихо опускается занавес.
В 1955¬1956 годах Церебилко выступила в роли Марии в пьесе В. Гюго «Королева Мария». Души своих королев актриса хорошо чувствовала, поэтому ни разу не повторилась в своих ролях. Иногда казалось, что она, берясь за роли, не чувствует возраста. Но так только казалось...
В спектакле А. Пергамента и М. Девяткина «Закон Ликурга» по роману Т. Драйзера «Американская трагедия» актриса сыграла юную красавицу Сондру Финчли, невозмутимо циничную, страшную тем, как обаятельно она делает зло. Жить на сцене так ярко, так смело лепить сильные характеры, могла только талантливая актриса...
В 1956 году при объединении двух существующих на Балтике флотов Театр КБФ был расформирован. Эта беда застала Евгению Церебилко в зените ее творчества. А.В. Пергамент пригласил ее работать в Петрозаводский музыкально¬драматический театр. Этих двух людей связывала близость личная и творческая. Почти во всех спектаклях Александра Викторовича участвовала Евгения Церебилко. За два года Пергамент поставил в Петрозаводске несколько интересных спектаклей. В двух из них играла главные роли его любимая актриса и друг всей жизни. Театральные знатоки тогда говорили: «Кто не видел этих двух спектаклей, считай, что прожил два года зря». В спектакле «Остров Афродиты» Евгения Церебилко, возможно, сыграла свою лучшую роль за всю свою творческую жизнь. Герои пьесы – молодой крестьянский парень Кирьякулес и его мать Ламбрини (Евгения Церебилко). Ролей такого плана у актрисы раньше не было. Едва ли впервые она опробовала в спектакле возрастной грим...
4 марта 1961 года Евгения Церебилко выступила в прощальном спектакле в роли горничной Дориной в «Тартюфе» Мольера. «Ленинская правда» (Петрозаводск) назвала премьеру «радостным успехом театра». После спектакля в Петрозаводске актрису на подмостках сцены никто не видел.
С 1963 года по 1969 год актриса Церебилко Евгения Георгиевна преподавала на кафедре театрального мастерства в Государственном Институте имени Н.К. Крупской. Платили мало – 105 рублей. В этом же вузе Пергамент А.В. заведовал кафедрой режиссуры. В 1969 году Александр Викторович внезапно умер. Актриса осталась одна. Без своего друга и наставника она прожила еще шестнадцать лет. Актрису старой школы быстро забыли. 26 июля 1985 года Евгении Георгиевны Церебилко не стало. В одной из флотских газет от 26 июля 1985 года поэт В. Бойко написал проникновенные строки: «Моя память жива, как степная трава, что покоя у века не просит». О чем писал автор стихотворения, о ком он думал, нам не дано знать...
Дорогая Евгения Георгиевна!
Нам посчастливилось видеть Вас на сцене много раз. В Вашем актерском багаже были королевы, комиссары, разведчики, молодогвардейцы, следователи, официантки, офицерские жены, сельские красавицы, салонные дамы, академики, фотокорреспонденты. Вспоминаем Вас с огромной благодарностью, понимая масштаб Вашей личности и таланта, пытаемся представить в Вашем исполнении те шекспировские монологи, которые не удалось услышать. Прошло более полувека, но до сих пор помним ваш звонкий голос, улыбку, поворот головы, прядь золотистых волос и царственные шаги...
Да, мы все тогда были влюблены в Вас...
Смерти нет, есть Любовь и Память Таланта. И нам от этой Памяти уже никуда не деться.
...Богословское кладбище. Много зелени, создающей настроение умиротворенности и покоя.Новая дорога. Участок 73.
На гранитной стеле высечены имена артистов Театра Балтфлота, защитников Ленинграда в годы Великой Отечественной войны:
Пергамента Александра Викторовича (1906¬1969)
Церебилко Евгении Георгиевны (1913¬1985)
Вечная им память!
Григорий Семенович ЛИСАК