Архив номеров

Последние новости

Нет новостей.
 

11/01/2012
НА ФРОНТЕ ОНА ПЕЛА «ОГОНЕК»…

    0 баллов
СПАСИБО МИШЕ¬БАЯНИСТУ
Действительно, и солистка Малого оперного, и голос из «Мистера Икс», ¬ это все о ней, обладательнице теплого волнующего сопрано, звучавшего в свое время по всей нашей стране. Именно им пела Марина Юрасова (Теодора Вердье), партнерша Георга Отса в популярной кинокартине 1958 года «Мистер Икс». А начала выступать Тамара Богданова во время войны, перед бойцами на Волховском фронте…
«Однажды, находясь в командировке в Ленинграде, – вспоминал Сергей Максимович Исаченко, автор опубликованной еще в 1977 году документальной книги о войне «Где¬то в Курляндии», – я попал на концерт. Когда конферансье объявил, что выступает Заслуженная артистка республики Тамара Богданова, подумал: «Уж не наша ли это Тамара?» И песня была наша, фронтовая, которую мы так любили, – «Огонек». И лишь Богданова вышла на сцену, я сразу узнал ее. Мне невольно вспомнилась одна фронтовая зима. Мои друзья. И тот солдатский концерт перед боем… Пела в том концерте и Тамара. Пела, как и сейчас, «Огонек».
Тамара Богданова — совсем еще юная. В сорок втором году ее вывезли из блокадного Ленинграда. Пела она задушевно, с какой­то особой теплотой в голосе. Слушая ее, многие вспоминали, как их провожали любимые и близкие на фронт. Эту песню знали все фронтовики… Когда она кончила петь, ее долго не отпускали, просили повторить. И она опять пела»…
Тамаре Богдановой на фронте довелось пройти через страшные испытания. «Была сандружинницей, – вспоминает она, – ухаживала за ранеными, мыла, обмывала – все делала, что надо. Белье кровавое стирали в котлах – это было так ужасно! А работа в операционной – это был просто кошмар. И обстрелы, и все… Сколько пережили!»
Сегодня она признается, что теперь ей даже не представить, как она, 16¬летняя девчонка, все это смогла вынести? Взрослые мужчины в госпитале не выдерживали, а они, девчонки, терпели. Недаром среди военных наград Тамары Владимировны – медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». А еще – «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
Как же юная Тамара Богданова оказалась на фронте?
«Когда началась война, мне было четырнадцать лет, – рассказывает Тамара Владимировна. – Я была в седьмом классе. Жили в Ленинграде, в коммунальной квартире на углу проспекта Майорова и канала Грибоедова. Отец ушел на фронт – он был врачом. Мать была медсестрой. Когда она умерла во время блокады, 2 февраля 1942 года, я осталась совершенно одна. Это было страшное время. Мамин родной брат, которого по болезни не взяли в армию, – он жил в поселке Янино, – взял меня к себе.
Я написала письмо отцу на фронт – он был на переднем крае, и отец решил взять меня к себе. Командир дивизии выделил ему грузовую машину: кроме него, еще начальник связи дивизии вывозил свою дочку из блокадного города, она тоже была моих лет. В начале марта 1942 года отец прибыл за мной в Ленинград. Из города мы ехали через Ладогу. Это было страшно: льда уже не было видно – ехали как будто по воде. И только мы въехали на ладожский берег в Кобону, как началась бомбежка ледовой трассы… Отец привез меня к себе на Волховский фронт, и я оказалась на переднем крае. В землянке. Я была все опухшая от голода, и мне еще надо было приходить в себя»…
Так Тамара Богданова стала сандружинницей в 125¬м медсанбате 198¬й стрелковой дивизии Волховского фронта. Сначала дивизия была в районе Киришей, затем, в 1943 году, ее перебросили в сторону Пскова.
«Когда дивизия была на отдыхе, у нас организовался ансамбль, мы выступали с концертами перед бойцами, – вспоминает Тамара Богданова. – И я там начала петь под баян. И вот однажды Миша Назаров, баянист, и сказал мне: «Тамара, у тебя же голос есть». А я ведь до войны никогда не выходила на сцену»…
Выступали девушки перед бойцами с любимыми военными песнями: «На позицию девушка провожала бойца», «Синий платочек», «Огонек». Последняя песня была особенно любимой – недаром Тамару Богданову иногда так и называли – «Огонек».
АНГЕЛ¬ХРАНИТЕЛЬ –
МАРИЯ БРИАН
В июле 1944 года 17¬летнюю Тамару Богданову демобилизовали как несовершеннолетнюю, и она вернулась в Ленинград. «Отец очень хотел, чтобы я пошла по его стопам – в медицину, – вспоминает Тамара Владимировна, – и меня сразу приняли в фельдшерскую школу при институте Отта. Два года я в ней училась, но чувствовала, что это – не мое».
Как это часто бывает, помог случай. «В фельдшерской школе я познакомилась с девочкой из музыкальной семьи: ее отец играл в цирке на скрипке, а брат¬пианист подавал большие надежды в консерватории. И снова я услышала: «Тамара, у тебя же есть голос!». Они устроили мне прослушивание у профессора Марии Исааковны Бриан. Я пришла к ней домой – она жила у Аларчина моста».
Мария Бриан оценила выдающиеся способности девушки, и та, не окончив фельдшерскую школу, поступила в 1949 году в музыкальное училище при Консерватории. «Отец был против того, чтобы я занималась музыкой, он был весь погружен в медицину, – признается Тамара Владимировна. – Но я выбрала свой путь».
Мария Исааковна Бриан стала настоящим «ангелом­хранителем» для Тамары Богдановой – свою ученицу она звала «Тамочкой». За плечами Марии Бриан был огромный опыт оперных выступлений и педагогической деятельности. В 1912 году она с золотой медалью окончила Петербургскую консерваторию, в том же году впервые выступила на оперной сцене – сначала солисткой петербургского Народного дома, чуть позже была принята в Театр музыкальной драмы в Петербурге. В 1913¬1914 годах она принимала участие в «Русских сезонах» Дягилева в Париже и Лондоне. В 1920¬х – 1950¬х годах была профессором Ленинградской консерватории.
«За три года Мария Исааковна поставила мне голос – в этом целиком и полностью была ее заслуга, – рассказывает Тамара Владимировна. – Я очень любила ее и была ей предана. Потом, конечно, мне подтягивали многие оценки на пятерки: если по пению у меня всегда было пять, то с марксизмом, эстетикой, философией было сложнее. С третьего курса мне дали самую высокую стипендию – «сталинскую». Это было восемьсот рублей. Тогда это были большие деньги».
А пока не было этой высокой стипендии, жизнь была очень сложная. «Отец ушел в другую семью, мне жить было не на что, денег не хватало. В поисках заработка пришлось устроиться работать в школу – лаборанткой в кабинет химии. Это оказалось настоящим испытанием. Отработала там зиму – больше не смогла. Летом было полегче: я уезжала под Лугу к маминым сестрам, где у них было свое хозяйство».
«ЕЕ ГОЛОС –
РЕДКИЙ ПО КРАСОТЕ»
И вот, наконец, позади – три года училища, пять лет консерватории. В 1954 году Тамара Богданова стала солисткой ленинградского Малого оперного театра. Ее сразу же заметили. «Молодая артистка Т. Богданова, обладающая свежим, красивым голосом, сумела передать богатство характера Елизаветы Валуа, соединяющего целомудренную кротость и нежную лиричность с героической силой духа», – говорилось в 1955 году в журнале «Советская музыка» об опере «Дон¬Карлос».
«Сильный и красивый, свободно льющийся голос певицы как нельзя более соответствует облику Леоноры», – это уже из публикации «Советской музыки» 1959 года о постановке оперы «Фиделио».
Больше двадцати лет связано у Тамары Владимировны с Малым оперным театром. Здесь она исполнила больше десятка партий – в «Бесприданнице», «Трубадуре», «Отелло», «Джоконде», «Дон¬Карлосе», «Летучем голландце».
О молодой оперной певице много писали в музыкальных журналах. «Партию Дездемоны поет Т. Богданова. Ее голос – редкий по красоте, светлого, «лучистого» тембра, – сам по себе уже средство образной характеристики: само звучание его рождает ощущение целомудренности и благородства. И играет Т. Богданова просто, искренне. Созданный ею образ – одно из больших достижений спектакля», – говорилось в июле 1962 года в «Музыкальной жизни» о постановке «Отелло» в Малом оперном театре.
Голос Тамары Богдановой часто звучал на ленинградском радио. Не раз она выступала с гастролями в Большом театре в Москве. Пела в «Русалке»; вместе со знаменитым оперным певцом Сергеем Лемешевым – в «Евгении Онегине». Он исполнял партию Ленского, а Тамара Богданова – Татьяны. «Каждый приезд в Москву Ленинградского Малого оперного театра неизменно превращается в крупное музыкальное событие», – говорилось в печати.
В 1963 году Тамара Владимировна получила звание Заслуженного артиста РСФСР. Она выступала на одной сцене с такими выдающимися оперными певцами, как Сергей Шапошников, Александр Ведерников и Николай Гяуров.
Тамару Богданову приглашали переехать в Москву – выступать в Большом театре. Приглашение поступало даже от главного дирижера Большого театра Евгения Светланова. «Но я была недоверчивой, меня любили разыгрывать, и когда мне однажды сказали, что встретиться со мной хочет сам Светланов, я просто не поверила и отказалась от встречи, сославшись на занятость в театре. И только потом узнала, что это не было розыгрышем», – признается Тамара Владимировна.
Голос Богдановой прозвучал в знаменитом фильме «Мистер Икс», вышедшим на экраны страны в 1958 году. «Вот как получается: работа в кино казалась тогда мне «подработкой», экспериментом, а оказалось – именно она запомнилась многим и надолго осталась в истории», – говорит певица. Покинув в конце 1970¬х годов Малый оперный театр, она перешла на педагогическую работу. Больше двадцати лет руководила вокальной студией в Доме ученых в Лесном.
…Бывало иногда, что спустя много лет после войны некоторые слушатели вспоминали ее фронтовой «Огонек». Обратимся снова к страницам книги Сергея Исаченко «Где¬то в Курляндии»: «Тамара Богданова, теперь уже солистка ленинградского Малого театра оперы и балета, заслуженная артистка РСФСР, пела проникновенно, с каким­то особым волнением. Это волнение передалось и слушателям. В полумраке зала виднелись сосредоточенные лица пожилых людей, грудь которых украшали боевые награды, – вероятно, бывших фронтовиков, и молодых парней и девушек, зачарованно смотревших на певицу. Одни хорошо знали песню, она была их спутником в боях и походах, с нею связывалось немало воспоминаний. Иные, возможно, впервые услышали ее. Но как те, так и другие взволнованно внимали словам песни, и было видно, что она покорила всех. Я тоже, слушая «Огонек», вспоминал те далекие фронтовые годы и думал, какая великая правда живет в музыке этой песни и в ее простых словах»…

Сергей ЕВГЕНЬЕВ